Сила трения - друг автомобилиста или враг???
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Иногда она играет положительную роль, и на шины автомобиля ставятся шипы для увеличения силы трения. Но все-таки чаще ее роль отрицательна - сила трения снижает эффективность работы двигателя, повышает расход топлива, ускоряет износ деталей. И для того, чтобы ее нейтрализовать, применяют специальные смазочные средства. Это моторные и трансмиссионные масла, без которых невозможной была бы работа двигателя и других агрегатов автомобиля, передающих усилие с двигателя на колеса. Они снижают коэффициент трения, облегчают работу двигателей, уменьшают их износ. Все моторные масла подразделяют на минеральные, полусинтетические и синтетические. Стоимость масел колеблется в широких пределах, их эффективность - тоже.
Система смазки предназначена для снижения трения в узлах и механизмах двигателя и повышения механического коэффициента полезного действия, уменьшения износа трущихся деталей, охлаждения деталей и удаления продуктов износа с их трущихся поверхностей. Кроме того, она предохраняет детали от коррозии, уплотняет зазоры, где это необходимо, и снижает общий шум при работе двигателя. На современных двигателях применяется комбинированная система смазки, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные направленным разбрызгиванием масла.
Использование качественных моторных и трансмиссионных масел, своевременная их замена обеспечивают нормальную работу двигателя в течение срока эксплуатации, определенного заводом-изготовителем. Ресурс двигателей отечественного производства до первого капитального ремонта составляет 50-150 тыс. км.
Однако в процессе эксплуатации, примерно к половине предполагаемого пробега автомобиля до капремонта появляются проблемы: возрастает расход масла, падает компрессия, двигатель начинает дымить. В чем причина? Их несколько: В процессе работы двигателя металлические частицы, появляющиеся в результате износа его деталей, а также соли и окислы свинца, возникающие от неполного сгорания топлива, загрязняют масло. Они образуют так называемые "смолистые отложения", толстая пленка которых покрывает поверхность частей двигателя. Кроме того, с первых секунд работы двигателя до момента, когда масло достигает взаимодействующих частей, происходит сильное сухое трение их поверхностей. Исследования показали, что 80% износа двигателей приходится именно на момент пуска. Процесс износа соприкасающихся частей механизмов быстро прогрессирует и становится необратимым. Металлические поверхности контактирующих деталей становятся в ходе работы шероховатыми, что приводит к еще большему их трению, перегреву двигателя и окислению смазочных масел.
По последним результатам исследований, после того, как температура в двигателе достигает 60°С, через каждые последующие 7°С скорость окисления масел удваивается; масло для двигателя становится слишком загрязненным и перестает снижать трение частей механизма. Все это приводит к появлению течи масла через уплотнительные прокладки и сальники; износу поршневых колец, поршней и цилиндров; поломке или закоксовыванию поршневых колец в канавках поршней и прорезей в маслосъемных кольцах; износу или повреждению маслоотражательных колпачков клапанов. При этом подшипники, клапаны, рокеры и другие части двигателя не могут должным образом смазываться. Возрастание трения приводит не только к снижению мощности, износу двигателя и перерасходу топлива, но может быть причиной "заклинивания" двигателя, а, следовательно, и аварии в пути.