Сила трения - друг автомобилиста или враг???

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Иногда она играет положительную роль, и на шины автомобиля ставятся шипы для увеличения силы трения. Но все-таки чаще ее роль отрицательна - сила трения снижает эффективность работы двигателя, повышает расход топлива, ускоряет износ деталей. И для того, чтобы ее нейтрализовать, применяют специальные смазочные средства. Это моторные и трансмиссионные масла, без которых невозможной была бы работа двигателя и других агрегатов авто­мобиля, передающих усилие с двигателя на колеса. Они снижают коэффициент трения, облегчают работу двигателей, уменьшают их износ. Все моторные масла подразделяют на минеральные, полу­синтетические и синтетические. Стоимость масел колеблется в широких пределах, их эффективность - тоже.

Система смазки предназначена для снижения трения в узлах и механизмах двигателя и повышения механического коэффициен­та полезного действия, уменьшения износа трущихся деталей, ох­лаждения деталей и удаления продуктов износа с их трущихся по­верхностей. Кроме того, она предохраняет детали от коррозии, уплотняет зазоры, где это необходимо, и снижает общий шум при работе двигателя. На современных двигателях применяется ком­бинированная система смазки, при которой наиболее нагружен­ные детали смазываются под давлением, а остальные направлен­ным разбрызгиванием масла.

Использование качественных моторных и трансмиссионных масел, своевременная их замена обеспечивают нормальную работу двигателя в течение срока эксплуатации, определенного заводом-изготовителем. Ресурс двигателей отечественного производства до первого капитального ремонта составляет 50-150 тыс. км.

Однако в процессе эксплуатации, примерно к половине предполагаемого пробега автомобиля до капремонта появляются проблемы: возрастает расход масла, падает компрессия, двигатель начинает дымить. В чем причина? Их несколько: В процессе рабо­ты двигателя металлические частицы, появляющиеся в результате износа его деталей, а также соли и окислы свинца, возникающие от неполного сгорания топлива, загрязняют масло. Они образу­ют так называемые "смолистые отложения", толстая пленка ко­торых покрывает поверхность частей двигателя. Кроме того, с первых секунд работы двигателя до момента, когда масло дос­тигает взаимодействующих частей, происходит сильное сухое трение их поверхностей. Исследования показали, что 80% изно­са двигателей приходится именно на момент пуска. Процесс из­носа соприкасающихся частей механизмов быстро прогрессиру­ет и становится необратимым. Металлические поверхности кон­тактирующих деталей становятся в ходе работы шероховатыми, что приводит к еще большему их трению, перегреву двигателя и окислению смазочных масел.

По последним результатам исследований, после того, как температура в двигателе достигает 60°С, через каждые последую­щие 7°С скорость окисления масел удваивается; масло для двигате­ля становится слишком загрязненным и перестает снижать трение частей механизма. Все это приводит к появлению течи масла через уплотнительные прокладки и сальники; износу поршне­вых колец, поршней и цилиндров; поломке или закоксовыванию поршневых колец в канавках поршней и прорезей в маслосъемных кольцах; износу или повреждению маслоотражательных колпачков клапанов. При этом подшипники, клапаны, рокеры и другие части двигателя не могут должным образом смазываться. Возрастание трения приводит не только к снижению мощности, износу двига­теля и перерасходу топлива, но может быть причиной "заклинива­ния" двигателя, а, следовательно, и аварии в пути.

И, как правило, для устранения этих причин требуется раз­борка двигателя, а это мероприятие, которое не каждый сможет осуществить в домашних условиях. Придется обращаться к специалистам станций техобслуживания, приобретать детали, в об­щем, расходы предстоят достаточно серьезные.